vinitski (vinitski) wrote,
vinitski
vinitski

Ещё одна визитная карточка былого Лимассола: верфи Карнайос


Для большинства неместных жителей Лимассола, полоса побережья между Мариной и Новым портом, остается неизвестной и неинтересной местностью, затерянной за многочисленными заводскими помещениями и складами. В реальности же, это место напрямую связано с одним из важнейших аспектов экономики старого Кипра.

Столетиями, рыболовство было одним из главных промыслов киприотов, и конечно же, строительство судов являлось основой этого занятия. Традиции постройки деревянных барок и шхун для прибрежного лова восходят к раннему средневековью, откуда, меняясь с развитием технологий, но сохраняя общие черты, парусные суда в их местном, восточносредиземноморском варианте, дошли до начала 20 века. С ростом уловов и товарооборота, стихийно расположенные отдельные мастерские, зачастую представлявшие из себя просто кусок пляжа, сконцентрировались на Кипре в двух основных центрах малотоннажного судостроения: в Лимассоле и Фамагусте.

Соседство ремесленников обеспечивало более удобное снабжение и возможность сотрудничества - от привлечения мастеров до совместного спуска корпуса на воду. Издавна, такие обособившееся верфи, располагались на территории Старого порта Лимассола, ныне Марина Лимассол. Развитие порта и начало строительства капитальных сооружений вызвало необходимость переноса производства. Первоначально район верфей, получивший название Карнайос (Καρνάγιο - слово венецианского происхождения, утвердившееся в разговорном языке по всему греческому Средиземноморью, означающее не просто верфь, а некую местность, где строят и ремонтируют суда), находился на берегу от нынешнего прогулочного пирса у комплекса Kanika Enaerios до, приблизительно, входа в муниципальный парк у бензозаправки Lukoil.









Выделена ограда муниципального парка для наглядности.

К 1955 году на пляже, примыкающем к ограде городского парка, уже сформировался "судостроительный комплекс" выпускавший по несколько кораблей в месяц. Значительную долю в производстве занимали грузовые барки, которые использовались для погрузки и выгрузки больших кораблей, которые не могли заходить в небольшую гавань лимассольского порта. Бурный рост производства, последовавший за внедрением электроинструментов, а также давление городских властей, вынудили сменить местоположение верфей на современное. К 1965-68 году на берегу у завода "Кео" и складов плодов рожкового дерева окончательно расположилось множество небольших предприятий, строившие от маленьких моторных лодок до относительно крупных шхун и сейнеров.

В 1974 году сюда переместились кораблестоители из Фамагусты, бежавшие от турецкой оккупации. Таким образом, лимассольский Карнайос стал единым центром судостроения на Кипре.







 Семья Августи с тех пор занята постройкой небольших моторных лодок - нет ничего постоянней, кроме временного, как известно: все здания в Карнайос считаются несуществующими официально :) Строительство полноценного порта и снижение рыбопродуктивности привели к переменам - местные умельцы стали строить яхты и прогулочные суда для туристического бизнеса, освоив стеклопластик.







Сегодня ремонт и хранение плавсостава - главные занятия в Карнайо. Как видите, местные специалисты успешно справляются с самыми высокотехнологичными образцами



.Как и повсюду на Кипре, и тут не спешат избавляться от старых машин, некоторые из которых вполне способны послужить в качестве реквизита аля "Безумный Макс :)



Традиции сохраняются не только в технологиях, деревянные суда тут не диковинка, но и в привычках многие десятилетия ходить на рыбалку с берега. Рыбаки и рыбачки чувствуют себя как у себя дома. Кстати, строительство Марины привело к миграции семейства тюленей-монахов, живших у мола Старого порта несколько лет.
Рыбацкие порядки чтут и стар и млад :)







Увы, ничто не вечно, и район между двумя портами Лимассола уже намечен под реконструкцию и освоение. На месте ветшающих и пустующих промышленных зданий планируется строительство коммерческого района, который в будущем соединит Марину Лимассол с Новым портом. Первая очередь, носящая название Blue Marine (неожиданно, правда? :) ) уже готовится к возведению. Пройдет десяток лет, и ещё одна характерная часть старого Лимассола окончательно уйдет в историю. Так что, спешите видеть, особенно это может оказаться интересным для детей всех возрастов - где ещё можно застать такие картины, не похожие на журнально-гламурные паруса и мачты в современных маринах?
Tags: история, лимассол, парк, пляж, порт, стройка, судно, технический памятник, фото
Subscribe

Posts from This Journal “технический памятник” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments