vinitski (vinitski) wrote,
vinitski
vinitski

Кинофильм "Асса" и круизный лайнер Salamis Filoxenia


Казалось бы, чего общего у блокбастера перестройки и кипрского туристического теплохода? Многие жители Кипра из иностранцев, наверняка знают о существовании, слышали или даже катались в недолгие круизы по окрестным водам Средиземного моря на корабле под таким названием. Кстати, Φιλοξενία по-гречески означает "гостеприимство" (а вовсе не то, что подумали слегка подучившие местный язык полиглоты :) )
Да, собственно и видели: если не в лимассольском порту, то проходящим в море. Для объяснения потребуется небольшой экскурс в историю.
Не очень большой секрет, что после распада СССР произошла бурная коммерческая деятельность по дележу наследства. В первую очередь, такого высоколиквидного и дорогостоящего, как морской пассажирский флот.

Не избежали этой участи и суда класса "Белоруссия", построенные по заказу СССР на верфях Wärtsilä в Турку (Финляндия). Серия из 5 пассажирских судов повышенной комфортности с автомобильными палубами, рассчитанных на перевозку от 870 до 1009 пассажиров (в зависимости от исполнения) и до 456 автомобилей была построена в 1975-75 годах. Переданные Черноморскому Морскому пароходству пять лайнеров: "Белоруссия", "Грузия", Азербайджан", "Казахстан" и "Карелия" быстро приобрели популярность, и вместо предназначенной им судьбы паромов в Крым, превратились в круизные лайнеры. Путешествие на таком современном теплоходе иностранной постройки было значимым атрибутом "красивой жизни" в доступном для советских отдыхающих виде.

Помните, глава застойной мафии, гангстер-интеллигент в исполнении глубокого знатока криминального мира Станислава Говорухина :) плывёт в Ялту на таком лайнере? Знакомство с кораблем начинается с разговора о той самой автомобильной палубе, простаивающей в большинстве случаев? В дирекции ЧМП в Одессе тоже не дураки сидели, и к концу 80-х годов все суда серии прошли перестройку на западных судоремонтных заводах, избавившись от одной лишней палубы для автомобилей. Это позволило оборудовать ещё один "этаж" с пассажирскими кабинами и развлечениями. Получив дополнительные возможности, новоявленные круизники отправились зарабатывать валюту для страны победившего пролетариата, практически уже не появляясь на местных линиях. Так, вот, собственно, Salamis Filoxenia и является одним их этих 5 кораблей, первоначально нося имя "Грузия". Невозможно точно установить, какое именно носило название судно, на борту которого разворачивается эпизод фильма Сергея Соловьёва, но зато, можно зримо получить представление о классе, сравнивая картинки из кино и рекламы Salamis Tours:




Бурные 90-е раскидали лайнеры по разным владельцам и юрисдикциям. Нет смысла подробно рассказывать о всех кораблях серии. Достаточно перечислить названия, под которыми "Грузия" ходила до "Salamis Filoxenia": меняя флаги и хозяев судно ходило под именами Odessa Sky, Club 1, и даже Van Gogh! Не знаю, злой ли рок, связанный с отрезанным ухом, или случайность, но именно под этим названием лайнер получил серьёзное повреждение в столкновении с танкером у берегов Испании в 2004 году. К счастью, все обошлось без жертв, но после ремонта обводы форштевня незначительно изменились, что можно увидеть, присмотревшись к фотографиям "Грузии" и Salamis Filoxenia.


Задней автомобильной рампы корабль лишился в процессе ремонта в 1999 году, сменив название с Odessa Sky в Club 1.


Так что, смотря с берега на море, можно воочию видеть результаты длительных и запутанных, не только советско-кипрских, но и вполне современных, россйиско-кипрских шахермахеров отношений и сотрудничества :)
Кстати, 5 октября, Salamis Filoxenia уйдёт из Лимассола в последний в этом году мини-круиз с заходом в Израиль! Так что, если кто решит прокатиться на возможном реквизите из "Ассы" - спешите! :)
Tags: европа, израиль, история, кипр, одесса, россия, ссср, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments