vinitski (vinitski) wrote,
vinitski
vinitski

Лимассол - первая воздушная гавань Кипра!


Причём - в прямом смысле :)
Да, как не удивительно, но именно Лимассол стал первым городом на Кипре, куда было организовано регулярное пассажирское авиасообщение. Ввиду отсутствия взлетно-посадочной полосы на земле, "аэродромом" стали воды залива, куда 19 апреля 1932 года приводнился гидросамолет Short S.8 Calcutta, доставивший первых пассажиров и почту из Великобритании и Греции. Лимассол стал промежуточным пунктом в регулярных межконтинентальных коммерческих полетах, организованных компанией Imperial Airways. Несмотря на то, что в Никосии уже 2 года функционировал аэродром британских ВВС, пассажирская авиация на то время не располагала самолетами, способными перевозить с комфортом большое число пассажиров на такие расстояния.

Кажущийся на сегодняшний взгляд анахроничным и ненадежным гидроплан Short S.8, сконструированный специально для обслуживания нужд Британской империи в Средиземноморье в 1928 году, предлагал 15 пассажирам небывалый по тем временам комфорт с обогреваемым салоном и бортовым питанием. Такой рейс из Лондона до Калькутты мог продолжаться более недели, в зависимости от погоды и маршрута. Надо сказать, что рейсы через Лимассол продолжались лишь до 30 октября 1932 года, когда трасса с транзитом через тогдашнюю Британскую Палестину, где самолеты садились на воду Тивериадского озера, была изменена на ранее установленную, с посадкой в Александрии. Видимо, расчёты на то, что французские пассажиры будут летать в сопредельную Сирию, не оправдались.

Стоит, наверное, отдельно остановиться на самой авиакомпании Imperial Airways. Несмотря на своё частное происхождение, это предприятие являлось прямым получателем дотаций от правительства в рамках специальной программы развития пассажирских авиаперевозок внутри Британской Империи. Самолеты компании возили почту и пассажиров, а иногда и военные грузы о все уголки земного шара: от Индии и до Новой Зеландии и Южной Африки. Неудивительно, что самолеты Short S.8 Calcutta, зарекомендовавшие себя в качестве гражданских, послужили основой для конверсии машины в военный вариант, построенный в 1934 году. Впоследствии, компания путем слияния с партнерскими австралийской Qantas (Queensland and Northern Territory Aerial Services Ltd) и новозеландской TEAL (Tasman Empire Airways Ltd) была преобразована BOAC (British Overseas Airways Corporation) в 1939 году, которая после национализации в 1974 году вместе с British European Airways Corporation (и рядом местных британских перевозчиков) стала основой всем известной British Airways.

Самолеты причаливали к пирсу, расположенному напротив нынешнего кампуса экономического факультета Кипрского Технологического Университета, в те времена это был отель, называвшийся, уже не Vienna, как на снимке, а Grand hotel Continental (точную дату переименования я пока не установил).
Самолет простоял в городе до 23 апреля, после чего вылетел в Хайфу. Все эти дни продолжалась небывалая по местным меркам кампания в прессе, которую, иначе, чем фурором и не назовешь. Набережная и причал стали местом паломничества не только лимассольцев, но и специально приехавших посмотреть на техническое достижение жителей других городов. Кстати, по каким-то причинам, транзитные пассажиры не жили в прибрежном отеле, а поселились в других местах.
На борту гидросамолета в город прибыло 4 местных пассажира, по некоторым данным среди них были директор почтовой службы Кипра и мэр города Христодулос Хаджипавлу. Остальные 4 пассажира и 4 члена экипажа продолжили полет в Индию через Палестину. Напомню, что предшествующий перелет с Родоса длился почти 7 часов.

Кроме пассажиров, самолет впервые привез в Лимассол почту и свежие (относительно) английские газеты. Опоздание на 3 дня после вылета 16 апреля из Лондона по тем временам могло называться только сверхскоростной доставкой.










Но, на этом история Лимассола, связанная с авиацией, не заканчивается. Другим, не менее удивительно неизвестным фактом, является существование военного аэродрома британских ВВС в черте современного города.
До конца 30-х годов прошлого века, английские ВВС не испытывали особой необходимости иметь дополнительный аэродром на острове, ограничиваясь существовавшей базой в Никосии. Однако, рост угрозы со стороны Германии и Италии, вынудил военное командование создать дублер никосийскому аэродрому, это объяснялось и необходимостью диверсификации, и ростом объёмов авиаперевозок. Сами по себе ВПП на Кипре особого военного значения не имели, истребительная и бомбардировочная авиация прекрасно обходилась ближневосточными аэродромами. Но, с точки зрения логистики, перевалочные пункты для грузов и личного состава на Кипре были очень востребованы. В 1938 году началось строительство аэродрома к юго-западу от населенной части города. Земельные участки, ранее использовавшиеся в сельскохозяйственных целях, были приобретены на условиях, близких к конфискации.

Аэродром, располагавшийся на юго-западе от населенной части города, занимал территорию, начинавшуюся от перекрестка улиц Vasileos Pavlou и Pafou, пересекая проспект Omonoias и заканчиваясь у сегодняшнего Carrefour Superstore. Изначально, для строительства и обслуживания аэрпорта привлекались мобилизованные местные жители, в первую очередь безработные и поденщики. Для этих людей на десяток лет работа стала источником относительно невысокого, но гарантированного заработка. Название NAAFI, являющееся аббревиатурой английского "военторга" и знакомое лимассольцам, прямо связано с существованием аэропорта. На складах, размещавшихся в этих местах, проходила сортировка и переработка грузов, привозимых и отправляемых с аэродрома. В 1948 году аэродром был закрыт после решения о развертывании базы ВВС в Акротири. Одним из аргументов в пользу ликвидации потенциально коммерчески привлекательного проекта сохранения аэропорта этого стали трудности с набором и подготовкой персонала из местных жителей, способных заменить демобилизуемых военнослужащих.
После возвращения территории владельцам, постепенно местность начала застраиваться жилыми и хозяйственными зданиями. ВПП ещё долгое время использовалась в качестве учебной дороги для автошкол, окончательно исчезнув к середине 70-х.

К сожалению, никаких фотодокументов, касающихся аэродрома в Лимассоле не сохранилось. Следы существования можно найти только в топонимике: до сих пор киоск-периптеро на улице Miltonos называется ΑΕΡΟΔΡΟΜΙΟ, а электроподстанция в Омонии у церкви Св. Спиридона официально именуется Air Strip.
Кроме того, школа Св.Спиридона (фото выше), открытая в конце 1969 года, также носила название Δημοτικό Λεμεσού – Παλαιού Αεροδρομίου (муниципальная школа - старый аэродром), что отражено в многочисленных бланках и печатях, хранящихся у выпускников тех лет.

В подготовке поста использовались следующие источники:
http://limassolinhistory.blogspot.com.cy/2012/05/blog-post_1495.html
http://www.elemesos.com/index.php/%CE%B4%CE%B7%CE%BC%CE%BF%CE%B9/%CE%BB%CE%B5%CE%BC%CE%B5%CF%83%CE%BF%CF%83/aerodromio-lemesos.ibsc
http://allaboutlimassol.com/to-aerodromio-tis-lemesou

А также материалы муниципального музея-архива и беседы со старожилами :)
Tags: авиа, британия, история, кипр, лимассол, фото
Subscribe

Posts from This Journal “авиа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments