vinitski (vinitski) wrote,
vinitski
vinitski

Кипрская железная дорога. Исторические подробности.


Одной из легенд недавнего прошлого Кипра служит обязательно упоминаемая всеми без исключения, гидами и путеводителями, Кипрская Государственная Железная дорога. Правда, перевод Cyprus Government Railway всё же означает дословно не государственная, ибо никакого государства Кипр тогда не было, это скорее - губернская железная дорога - вспомните “губернаторский пляж”.

История возникновения идеи постройки железнодорожной линии начинается прямо с 1878 года, когда Великобритания получила остров в управление от Османской империи, первый верховный комиссар, Гарнет Джозеф Уолсели, подготовил предварительные предложения о строительстве стратегически важной транспортной коммуникации - железнодорожной линии, соединяющей порты Кирении и Фамагусты. Однако, неопределенность статуса британского владения Кипром долгое время не позволяло этим планам осуществиться.

Между прочим, герой многочисленных колониальных войн, сэр Уолсели, в свою бытность помощником инженера королевской армии, оказался в числе одних из самых последних британских военнослужащих, покинувших Крым в июле 1856. История России постоянно переплетается с историей Кипра.

Наконец, начавшаяся в 1903 году постройка завершилась в 1915 году церемонией открытия последней станции железнодорожной линии длинной в 122 км в деревне Эвриху, где в нынешнее время существует музей Кипрской железной дороги. О необходимости развития дорожной сети, включая железнодорожный транспорт, писал в своем меморандуме посетивший в 1907 году остров Афродиты будущий премьер-министр Уинстон Черчилль.

Надо отметить, что из-за отсутствия грузопотока, ветка от Морфу до Эвриху практически не эксплуатировалась, а в 1932 году движение по ней и вовсе было закрыто, так как основной грузопоток пришелся на маршрут Фамагуста-Никосия, где в 1948 году была введена в строй ветка, соединяющая никосийский аэродром с основной железнодорожной линией. Кроме того, движению угрожали эпизодические вооруженные нападения кипрских подпольщиков, боровшихся, таким образом, с британской колонизацией. Здание станции в Эвриху оказалось заброшенным, простояв в таком виде до реконструкции в качестве музейного.

К 1951 году, в связи с развитием автодорожной сети, железная дорога стала окончательно убыточной. Британская администрация приняла решение о ликвидации дороги и 31 декабря 1951 года последний поезд убыл из Никосии в Фамагусту. Имущество было распродано, а разбор путей продолжался еще более года. Некоторые здания железнодорожных станций были переданы муниципальным службам.

Например, здание полиции Коккинотримифья под Никосией является перестроенной станцией бывшей железной дороги.
Многие сооружения и остававшиеся неразобранными участки путей сильно пострадали или были полностью уничтожены во время турецкого вторжения 1974 года.

Всего за время существования, по кипрской железной дороге было перевезено почти 8 миллионов пассажиров и более 4 миллионов тонн грузов. Некоторые ветки, не принадлежавшие кипрской железной дороге, созданные для перевалки полезных ископаемых, продолжали работать и поздней. Ветка, соединявшая медные рудники в Калавасос и Драпия с обогатительным заводом в Василико, действовала до 1977 года.
Tags: британия, жд, история, кипр, россия, технический памятник, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments